Благородный Восьмеричный Путь – или Срединный Путь. Лекция часть 2

1234

И так, сам путь.

1. Правильное воззрение, принятие Четырёх Благородных Истин.
Если Вы дошли до этого момента, то Вы уже выполнили часть первого пункта. Он утверждает, что для поиска решения, нужно сначала осознать цель и её надобность. Первые четыре истины которые мы разобрали и отвечают пытливым умам, которые замыслились над вопросами почему в жизни всё так и можно ли её поменять. Если ответы, которые уже проговорены зацепили Ваше сознание, а стремление управлять своей жизнью выше страха перемен, значит есть надежда, что цель будет достигнута, а не брошена на полпути. Вторая часть этого пункта состоит в постоянстве выбранного пути, которое выражается в мышлении соответствующим этим Четырём Благородным Истинам в каждом дне.
2. Правильное намерение, отношение, мышление- стремление к доброй воле, миролюбивости, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы.
Мышление, которому мы совсем не придаём значение на самом деле играет первостепенную и главенствующую роль в нашем жизненном выборе. Каждому нашему действию или поступку предшествует мысль. Многие скажут, что эмоция, но ведь эмоция – это лишь окраска чего-то. То есть чтобы Вы вновь пережили чувство влюблённости, Вам нужно мысленно представить и место где Вы впервые ощутили эти чувства и человека, с которым они пережиты. Если внутри Вас закипает негодование на несправедливость, Вам прежде приходиться мысленно воссоздавать момент её проявления. Какой бы пример Вы не рассматривали всему будет предшествовать мысль. А вот какая мысль будет предшествовать и к каким поступкам она Вас будет склонять – это вопрос уже индивидуальный. Но тем не менее, нас людей, никто не лишал права мыслить о том о чём желаем. И все мы в большей или меньшей степени способны разделить мысли на плохие и хорошие. И опять же, понимая и различая что есть что, мы позволяем себе огромное количество мыслей, проговорив которые вслух сгорели бы со стыда или хотя бы засмущались. Почему? А Вы знакомы с такой игрой, когда Вам предлагают поупражняться в управлении собственной мыслью и предлагают подумать о чём угодно, кроме белого медведя. Если нет, то попробуйте. В подавляющем большинстве людям этот медведь будет являться в голове. Потому что мысль невоспитанная и неуправляема, как не дрессированный разбаловавшийся щенок. А чтобы управлять мыслью и направлять её в созидательное русло требуется воля и сноровка. Тема эта не менее глобальна чем законы, о которых мы говорили выше, и вернёмся мы к ней позже в отдельных лекциях для желающих. Но вернёмся к нашей теме. Все даже мало верующие христиане смогут назвать большую часть из заповедей божьих. Но даже те, которые со старанием ходят в церковь не пропуская службы, мало преуспели в их приложении, так как мысль их так же невоспитанная и неуправляема. Хотеть быть хорошим или соответствующим каким-то представлениям и быть им совершенно разные вещи. Люди часто выдают желаемое за действительное. Одни стараются казаться лучше, чем они есть, другие, как ни парадоксально, хуже. Проверяется это весьма просто. Человек попавший в ситуацию в которой требуется быстрое решение, но не хватает время на обдумывание и выбор, будет руководствоваться подсознанием. Вот это подсознание и есть зеркало души в своём естественном виде без прикрас. Именно поэтому, мы можем встретить не ходящих в церковь людей, которые живут по божьим законам, и множество тех, кто расшибает лоб в поклонах, а выйдя из церкви сеет недостойное вокруг себя. Чтобы подвести итог к данному рассуждению, добавлю лишь, что чем лучше мы справляемся с мыслью и направляем её в нужное русло, тем меньше мы подвержены страстям желаний. И чем больше мы потакаем своим страстям, какие бы они небыли, тем бесправней наше сознание над мыслью. Вот и получается, что весьма простой постулат: «Правильное намерение, отношение, мышление – стремление к доброй воле, миролюбивости, отказ от чувственных желаний, ненависти и злобы», становится крайне тяжёлым в исполнении от невоспитанности нашего мышления и слабости нашей воли. Увы от «понимать» до «применять» путь весьма велик, но становится доступным с момента, когда человек примет решение идти выбранным путём.
3. Правильная речь – ложь, болтовня и сплетни – вне закона.
4. Правильные действия. Определяют спектр морального поведения. Не убийство, не воровство, супружеская верность.
После разбора темы о мышлении и отношении мне кажется пункты о правильной речи и о правильных действиях можно рассмотреть вместе. Мысль является основой того что производит в мир человек, следом рождается позиция или отношение ко всем ситуациям, в которых он находится или попадает, дальше всё это должно проявиться в видимом взаимодействии. Отсюда появляется сначала речь, или то что человек высказывает на основании мыслей и отношений, а следом и действия – поступки им совершённые. Иногда действиям не предшествуют слова, но мысль и отношение – всегда будут раньше. Немного о словах. Всем знакома такая поговорка: «Слово серебро, а молчание золото». Только вряд ли у Вас возникало желание погрузиться в смысл её дальше, чем традиционная трактовка. Слово – это энергия, которая находясь в разных сознаниях будет или созидать и спасать, или разрушать и уничтожать. Ещё одно частое применение слова – это бесполезное расточительное разбрасывание драгоценного материала. Последнее видно сплошь и рядом. Для людей, действительно цельных имеющих цели, задачи и ответственность за какие-то дела, лишняя болтовня всегда заканчивается нехваткой сил и истощённостью. С каждым словом уходит энергия, и, если она как бесполезные финансовые вложения не приносят возврата, со временем заканчивается. Тогда на насущные дела сил уже не хватает и они остаются не доделанными. Для людей бесцельно слоняющихся по жизни нет надобности вкладывать энергию в дела и ответственность их слишком мала. Вот они и могут себе позволить дни проводить в бесполезных словоизвержениях прерываясь на сон и пищу. Такие люди редко устают от болтовни. Есть категория людей, которые жалят других своими словами, осознанно и бессознательно стремясь удовлетворить свои весьма низкие желания. Одни оболгут других, дабы освободить себе место в паре или на работе, другие просто из зависти, третьи так заражены гордыней, что унижают окружающих, дабы те не приблизились к их «величию». Часто ведь Вы слышали фразу «убили словом» или «затравили до смерти». Конечно врачи чаще всего будут констатировать смерть от инфаркта или прочих сердечных болезней, но истинная причина кроется в другом. Такие слова, а если быть точным острые кинжалы энергии этих слов и убили сердце. О том, как энергия действует, проявляясь сквозь слова и к каким результатам она приведёт, снова отправлю Вас на будущие лекции с более глубоким разбором подобного. Но выше упомянутая пословица относится в большей мере к тем, кто стремиться созидать и помогать. Слово может как убить, так и возродить. Как нуждаемся мы в минуты неверия или депрессии в словах ободрения и поддержки. И чем точнее они задевают суть нас самих, и причину происходящего с нами, тем быстрее мы поднимаемся с колен и вновь возрождаемся. Опять же отправлю Вас к примерам собственной памяти, так как каждый из Вас точно это уже переживал. Вспомните, что в таких разговорах важно не количество слов, а точность их попадания в суть. Они как искра, которая попав на сухой материал вспыхивает не хуже бензина. Помните фильм «Тот самым Мюнхгаузен», где перед полётом на ядре он просит жену сказать то, что он хочет услышать. И только слова о сыром порохе доставляют ему радость и попадают в суть. (Есть смысл пересмотреть этот фрагмент). Но слово должно быть сильным не только своим смыслом, но и энергией мысли, вложенной в него. Чем меньше слов в дне тратит их владелец, тем сильнее каждое из них, куда бы оно не было направлено. Вот почему спасение словом, мы называем «серебро», а молчание, как накопление энергии для этого слова «золотом». Ведь бывает и так, сыпет человек словами с желанием помочь, а легче не становиться, тут бы и вспомнить всё выше описанное.
Поступки в принципе своём очень схожи со словами. И всё же они более показательны. Для его совершения нужно много решимости и не всегда, из того что мы хотим, в реальности делаем. Пример из отрицательного. У большинства людей эмоциональная природа проявляется через ненависть к определённым людям в которых они видят причину своих неудач и проблем. Отступлю в сторону, не могу пропустить этот момент чтобы не сделать заявление: Решение всех проблем лежит внутри нас, а внешнее проявление — это лишь их иллюстрация, как сыпь на теле будет лишь симптомом ветрянки или похожей болезни. Она призвана сигнализировать о необходимости лечить болезнь изнутри. И как только эффективные меры приняты, внешние обстоятельства незамедлительно начнут меняться. Возвращаюсь к начатому. Можно ненавидеть человека и желать ему смерти, и возможно (хоть это уже требует не дюжей смелости) можно сказать ему об этом в лицо, но совершить само убийство, человеку зачастую не под силу (и слава Богу). Вот почему многие достаточно разумные люди предпочитаю оценивать других по их поступкам, а не словам. Это показывает степень, в которой страсть овладела мыслью и как далеко она может зайти. Для того чтобы обобщить мысль, слово и поступок, хочу сказать, что карма к которой мы немного прикоснулись вначале строиться из совокупности этих проявлений человека. Вот почему нельзя рассматривать их порознь. При ближайшем рассмотрении понятия кармы мы сможем понять композиции, которые могут рождаться человеком. К примеру, он мысли причинить зло и говорит об этом, но не делает. Или совершает поступок, не имея к этому намерения и мысли злого умысла (к примеру, случайно толкнул человека в метро и тот попал под поезд или стал причиной гибели кого-то при халатном отношении к делу).
5. Правильный образ жизни – способ зарабатывания себе на жизнь не должен приносить вреда другим.
Мысля уже достаточно здраво и стремясь сеять вокруг себя лишь зёрна созидания, мы совершенно не усматриваем побочные эффекты от нашего проявления. Когда-то я читал исповедь инструктора по вождению автомобилей для первых лиц ЦК КПСС. Он говорил, что новичок обстановку на дороге видит на 30 метров. Опытный водитель на 50 метров, профессионал на 100 – 150 метров. Но мы готовим тех, кто видит минимум на 300 метров вперёд и в состоянии оценить и спрогнозировать сценарий развития событий, а также найти верное решение своего поведения. Его ответ очень аллегорично расписал и нашу ситуацию, в которой мы рассматриваем варианты своего поведения в жизни. Для кого-то важен лишь он сам, кто-то может усмотреть своих родных и близких включая их в свой круг мировосприятия. Немногие задумываются о тех, кто не попал в первые две категории, но идёт тем же путём эволюции, как и мы. Опять же в дальнейшем мы будем освещать круги человеческого сознания и способности их охватить мир. Но сейчас ограничимся лишь простыми примерами. Аналог водителя профессионала в духовном мире на пути совершенствования уже в состоянии рассмотреть последствия косвенных действий при выборе профессии. К примеру. Нам весьма наглядна пагубность примера торговца, оружием, производителя и распространителя наркотиков, сутенёрство и проституция, торговля органами, сбыт краденого. Но ведь производитель оружия тоже причастен к будущей смерти людей. А производитель алкоголя или его распространитель будет причастен к последствиям, в которые попадут те, кто будут этот алкоголь употреблять. Люди, работающие с забоем скота и переработкой мяса, несут ответственность за гибель этих животных. Те, кто работают на предприятиях и осознают, что предприятие уничтожает природу. Сотрудники коллекторных фирм, которые занимаются выбиванием долгов, и производители компьютерных игр или игровых автоматов, погружающих других людей в игровую зависимость, все будут причастны к судьбам пострадавших, даже если они с ними и не знакомы лично. Это надо понимать, принимая решения в какой сфере трудиться.
6. Правильное усилие. Злобные порывы следует подавлять, а добрые поощрять для развития добрых слов и поступков.
Когда человек добирается своим сознанием до этого пункта, можно с уверенностью сказать, что он осознанно и без сомнений выбрал направление и встал на путь. Это стадия, когда человек из мирянина или доброго обывателя становится духовным тружеником. Он прилагает усилия в воспитании себя при этом оставаясь в общении с окружающими его людьми. Его общение строиться на основе не причинения вреда окружающим и обуздании всех страстей и желаний, которые провоцирует в нём такое общение. Причина личных проблем или сложностей теперь ищется внутри себя, а не вовне. Сознание начинает стараться предвосхитить поступки, приводящие к негативным последствиям, или хотя бы заметить такие поступки. Нет людей, которые не совершают ошибки и не спотыкаются. И абсолютно не важно сколько раз он падал, важно чтобы после каждого падения он имел силы и веру подняться и продолжить начатое (Пример Ник Вучич, Луиза Хей, Валентин Дикуль). Вот это усилие, которое человек прилагает к достижению цели и есть понятие правильное усилие.
7. Правильное сознание. Внимание, тщательное взвешивание мыслей, слов, поступков и эмоций, не поддаваться на позывы желаний.
Этот этап так же, как и предыдущий соответствует уже вставшему на путь. Он подразумевает способность человека мыслить и поступать беспристрастно. Это состояние, при котором человек все события, происходящие с ним в миру или внутри его, созерцает как бы со стороны, безличностно (не стоит путать с понятием безразлично). Это похоже на то, как будто мы смотрим на жизнь незнакомца, не чувствуя при этом эмоций, переживаемых им. Такой взгляд на происходящее, позволяет принимать верные решения, не зависимые от чувственной природы, избегать ошибок в мыслях, словах и делах, которые создали бы причину для новых страданий. Так как описанный здесь процесс выходит за грань традиционного мировосприятия, то и зримый пример к этому описанию подобрать трудно. Более всего для иллюстрации выше описанного подходит персонаж Сиддхартха из одноимённой книги Германа Гессе. Весь его путь, описанный там был в большей мере основан именно на этом пункте. Такое поведение или состояние, даёт понимание единства человека со всем, что его окружает. А также принятие человеком всего что вокруг него и того, что с ним происходит безэмоционально. Не стоит бояться такого состояния, оно не лишает человека гаммы чувств, скорее наоборот оно даёт обострённое восприятие мира более чутко и высоко, заменяя эмоции чувствами высокого порядка. Ведь если Вы погрузитесь в воспоминания своего прошлого, то заметите, что то, что Вас веселило раньше ушло, а то, от чего сейчас сердце наполняется счастьем уже не требует бурных внешних проявлений. Сам процесс естественен, но подходя к нему осознанно мы ускоряем его и сокращаем путь к цели. На этой стадии человек уже не совершает поступков, о которых впоследствии сожалеет.
8. Правильное самообладание. Путь концентрации служит для освобождения от всего, что тянет назад.
Правильное самообладание – это уже процесс труда на общее благо. Человек погружается в концентрацию, медитацию, молитву и не рассматривая себя уже как отдельную личность, но как клетку единого организма, трудится во имя общей жизни всего организма. Такие люди воспринимают происходящее в мире, как личную ответственность и прилагают максимум усилий для его восстановления и гармонии. На этой стадии найти примеры людей ещё сложнее. Возможно это Мать Тереза, Иоанн Павел II, думаю можно причислить к таким людям и Илью, нынешнего патриарха Грузии. Этот этап отличается от всех предыдущих мыслями и делами, нацеленными на помощь другим, а совершенствование собственной природы происходит опосредованно, но с ещё большим темпом.

И так, подводя итог прочитанному можно сказать начальные части Восьмеричного Пути можно отнести к состоянию пробуждения сознания, срединная часть – это формирование общения с миром и самим собой, и завершающая стадия — это осознание целостности себя и принятие себя как часть мира. Теперь, когда общие этапы мы оговорили, хотелось бы чётче обрисовать истинное проявление Срединного пути. Основная задача, стоящая перед человеком, поставившим цель, это её достичь. Это аксиома, которая применима по отношению ко всем целям без исключения. Тогда мы можем на более простых примерах и аналогиях рассмотреть всю мудрость Срединного Пути. Если хозяйка, затеявшая пожарить рыбу к приходу гостей сделает слишком большой огонь, блюдо пригорит снаружи, а внутри останется сырым. Если сделать огонь слишком маленьким рыба может не успеть приготовиться к приходу гостей. И только средний (оптимальный) огонь позволит хозяйке приготовить блюдо вкусным и в срок. Если автомобилист будет ехать со слишком большой скоростью, его расход топлива будет слишком велик и его не хватит до конца пути. Если он будет ехать слишком медленно топлива хватит добраться до конечной точки, но он может приехать туда слишком поздно и опоздать к нужному времени. И лишь сочетание среднего расхода топлива со средней скоростью, позволит добраться в срок и без дополнительных заправок. Я приведу пример из жизни моего знакомого. Будучи подростком, он активно занимался борьбой. Показывал неплохой результат и очень хотел победить на соревнованиях. Тренер сказал ему, что перед состязаниями нужно отдохнуть от тренировок дабы выложиться уже на соревнованиях. Он понял это превратно и позволил себе пойти на праздник, нагуляться там и хорошенечко отъестся. Каково же было его удивление, когда на взвешивании для определения своей весовой категории он попадает в категорию 70-80 кг, со своим весом в 71 кг. С его прошлым весом 69 кг, он рассчитывал на победу, но неправильный отдых не дал ему даже призового места. Он был весьма упорен, кавказский характер, и трудился весь год до следующих состязаний. Боясь, что взвешивание опять преподнесёт ему сюрприз он решил сделать тренировку с нагрузкой и не пить воды. Надеялся, что сгонит лишние граммы. Как результат ему стало плохо прямо перед соревнованиями на столько, что был забран в больницу. Серьёзно, на почве обезвоживания организма, переболел (что-то было с почками) и в спорт больше не вернулся. Врачи запретили. Так без победы и остался, хотя по словам тренера имел все шансы на успех оба раза. Пример отрицательный, но поучительный. Насилие никогда и ни где не приветствуется. Будь то в отношении других людей, будь то в отношении себя самого. Но Срединный Путь — это не компромисс между измождением и ленью, агрессией и вседозволенностью, безразличием и безудержным переживаниям. Это путь, по которому Вы идёте к цели постоянно, ритмично, осознанно, с радостью и самое главное прямо. А теперь добавьте ко всем перечисленным факторам понятие меры. Эта мера будет играть роль разумного ограничителя Вашего устремления, дабы оставаться в гармонии с самим собой и окружающими. Именно мера, должна заставить спортсмена пропустить тренировку, если дома, нуждающиеся в Вас больная жена или дети. Именно мера должна была позволить принять помощь американской альпинистке Фрэ́нсис Арсе́нтьев, первой женщине, покорившей Эверест без кислородного баллона. Но сил при спуске не хватило, а от помощи восходящей группы узбекских альпинистов она отказалась дабы не портить рекорд. В спасении её погиб следом и её муж. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D1%80%D1%81%D0%B5%D0%BD%D1%82%D1%8C%D0%B5%D0%B2,_%D0%A4%D1%80%D1%8D%D0%BD%D1%81%D0%B8%D1%81
Мера не даёт послабления, мера — это предохранение от потери цели. Если перегнуть палку даже в безопасных для жизни целях, можно навсегда отбить охоту достигать эту цель. Пусть даже не навсегда, но время на восстановления желания и силы вновь идти к цели будет потрачено много. Идя же Срединным Путём без насилия, в меру позволит достичь цель самым коротким способом. Ну и в завершении всего притча.
Притча «Срединный путь»
Шраван жил в роскошном дворце. Он любил роскошь и красивые вещи. Свою столицу он постоянно перестраивал и постепенно превратил ее в один из самых красивых городов. Однако ему все наскучило и, прослышав, что в город пришел Будда, он отправился к нему и был так очарован, что немедленно попросил посвятить его в ученики. Будда колебался и неохотно посвятил его. Все королевство было поражено. Люди не могли поверить в это, никто не мог себе этого даже вообразить, потому что Шраван был чрезвычайно мирским человеком, потакавшим любым своим желаниям, даже самым крайним. Его обычными занятиями были вино и женщины. Те, кто пришел с ним, ничего не поняли. Это было так неожиданно. И они спросили Будду:
— Что случилось? Это чудо! Шраван не тот тип человека и, к тому же, он жил так роскошно. До сих пор мы не могли себе даже вообразить, что Шраван может быть саньясином. Так что же случилось? Ты сделал что-нибудь?
Будда сказал:
— Я ничего не делал. Ум может легко перемещаться из одной крайности в другую. Это обычный путь ума. Так что Шраван не делает ничего нового. Этого можно было ожидать. Вы так поражены, потому что не знаете законов, управляющих действиями ума. Человек, который сходил с ума, желая богатства, теперь сходит с ума, отказываясь от богатства, но сумасшествие остается — и в этом весь ум. Шраван стал нищенствующим монахом, и вскоре другие ученики Будды стали наблюдать, что он движется к другой крайности. Будда никогда не просил ходить учеников обнаженными, а Шраван перестал одеваться. Он был единственным учеником, который ходил голым и занимался самоистязанием. Будда позволял саньясинам один прием пищи в день, но Шраван ел один раз через день. Он стал совершенно истощенным. В то время как другие ученики медитировали под деревьями в тени, он оставался под палящим солнцем. Раньше он был красивым человеком, у него было прекрасное тело, но уже через шесть месяцев его никто не мог узнать.
Однажды вечером Будда подошел к нему и сказал:
— Шраван, я слышал, что, когда ты был принцем, еще до посвящения, ты любил играть на вине и на ситаре и был хорошим музыкантом. Поэтому я пришел задать тебе один вопрос. Что случится, если струны вины ослабить?
Шраван ответил:
— Если струны ослабить, то никакой музыки не получится.
Тогда Будда спросил:
— А если струны сильно натянуть, что произойдет?
Шраван ответил:
— Тогда тоже невозможно извлечь музыку. Натяжение струн должно быть средним — не ослабленным, и не перетянутым, а в точности посередине. На вине играть легко, но только мастер может правильно настроить струны, нужна золотая середина.
И Будда сказал:
— Именно это я и хотел сказать после наблюдения за тобой в течение шести месяцев. В жизни музыка звучит только тогда, когда струны не ослаблены и не перетянуты, а как раз посередине. Итак, Шраван, будь Мастером и знай, что чрезмерное напряжение силы переходит в излишек, а чрезмерное расслабление в слабость. Приведи же свою силу в равновесие и старайся привести в равновесие свои духовные возможности, и да будет это твоей целью!


Комментарии к “Благородный Восьмеричный Путь – или Срединный Путь. Лекция часть 2

  1. Irina Ответить

    Чудесная статья. Понятная и доступная) Очень показательная притча. Есть над чем поразмышлять и во что вникнуть) Спасибо!)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *