Срединный путь. Лекция часть 1

middle-path

Ценность и значимость Срединного Пути состоит прежде всего в избегании категоричности и крайности (или присутствии соизмеримости и целесообразности) в решении каждой проблемы. При этом стоит осознавать, что это лишь способ достижения цели и без самой цели он теряет свой смысл. Целью же является достижение совершенствования согласно закону эволюции мироздания. Для осознания этой цели и надобности ей следовать необходимо понять 4 истины Будды.

Наша жизнь есть страдание. Рождение есть страдание, старение есть страдание, болезнь есть страдание; беспокойство, несчастье, боль, разочарование и отчаяние есть страдание; невозможность получить желаемое тоже есть страдание.
Каждый этап нашей жизни приносит нам страдание. Самое первое видимое страдание, это шлепок по попе малыша при рождении заставляющий его закричать и начать дышать. В животе у мамы в этом не было надобности, так как питание и кислород он получал через пуповину. Дальше – больше, яркий свет, громкий звук, то жара, то холод, в отличии от стабильной температуры в утробе матери, появляется чувство голода, а если оно удовлетворено – боли в желудке от неумения переваривать пищу, сложности с координацией и как следствие боль от ударов и падений. Затем идёт знакомство с обществом в песочнице, детском саду, а возможно и дома со старшими братьями и сёстрами, которые кончаются борьбой за владение чем-то (вещью или вниманием взрослых). Школа, в которой ты всем должен, учиться, правильно себя вести и выглядеть, при этом сами правила далеко не всегда разумны или ты с ними согласен. Дальше университет, работа, общение с родителями и родственниками, построение личной жизни, взаимодействие с социальной сферой (врачи, банки, магазины, полиции, и т. д.), уборки, ремонты, покупки, постройки… Содержание физического тела и его формы в рамках желаемого. Для женщин это эпиляция и депиляция, женские дни, плановые осмотры у врачей, тренажёрные залы, страдания от нечего одеть, затем страдания, что такая одежда уже есть у твоих знакомых, потом страдаем, что не можем влезть в то, что нравиться и так до бесконечности. У мужчин вряд ли будет меньший список, где найти работу чтобы хорошо зарабатывать, как стать таким, чтобы все женщины мира стремились к тебе, а ты лишь перебирал, почему машина друга всегда лучше, чем твоя, почему на рыбалке не клюёт или на неё нет времени или жена не отпускает. Тренажёрный зал требует страдать, а не поддержание формы заставляет страдать от ожирения. Отказ от вкусного заставляет страдать, а полная свобода приносит болезни ЖКТ, сердца и прочего… С появлением старости мы страдаем от нехватки здоровья и первый признак такого человека — это его тост на застолье с пожеланием крепкого здоровья другому. Но психологически мы страдаем ещё больше от нереализованности того что хотели, могли, или желали, видя примеры других. Хотя по сути своей, те чьи примеры нас чаще всего вдохновляют страдают от других причин, но тоже страдаю. Да мало ли что ещё, важно лишь то, что мы все страдаем. Вот и приходим к выводу, что невозможность получить желаемое это страдание.
У страдания есть причина. Заключается она в желании и невежестве. «Но в чём состоит благородная истина о причине страдания? Она – в желании, которое является причиной перерождений, oна в жажде и привязанности, желании чувствовать, желании быть, желании разрушить себя».
Если посмотреть на весь выше перечисленный список, получается, что общая причина всего что там написано – желание. Именно оно ставит нам цель получить, и мы всё время стремясь к нему бегаем за счастьем. Да именно за счастьем, потому что его мы ассоциируем с достижением желаемого. Мы смотрим на балерину и хотим ею быть, и когда канючим у мамы чтобы она отвела нас заниматься балетом, то не осознаём какой садисткой окажется тренер, которая будет рвать нас шпагатом, стучать по спине за сгорбленность, кричать, когда нога у станка недостаточно высока или ровна, и конечно же с ещё большими угрозами оговаривать наш рацион еды, чтобы мы не ожирели. А после этих мучений мы встречаемся на дне рождения со сверстниками и страдаем дальше, наблюдая, как они наминают пирожные и торты. И вот мы уже не хотим быть балериной, хотим быть актрисой. Но почему-то, другим дают роли, а мне лишь «Приехали с» — «Уехали с». Стараюсь как все, но не понравилась режиссёру, или не догадалась что надо сделать, чтоб понравиться. Опять страдаю. Или наоборот, понравилась режиссёру, и он репетирует с тобой час за часом, день за днём, и нет времени ни на что. И вот те, кому не достались роли выходят замуж, рожают детей, в выходные наслаждаются семейным досугом, а ты только один на один со своей ролью. Хорошо ещё если всё складывается с творчеством, и ты своё одиночество пытаешься забыть, проживая на сцене жизнь своего героя. Но дома, перед зеркалом ты говоришь себе вновь, что ты страдаешь. У мужчин те же проблемы, но в других предлагаемых жизнью обстоятельствах. Хочу стать богатым как Ахметов, получить должность как Порошенко, владеть банком, как Коломойский и т.д., и т.д., и т.д. А кто-нибудь заглядывал в их души? Хорошо им там? Счастливы они, или тоже страдают, но по своим, одним им известным причинам? Уверен на все 100%, страдают. Почему, да потому что, желая чего-то мы всегда хотим ещё и того, и того, и того. Но достичь всего невозможно, как гласит поговорка: «Всех денег мира не заработать». И невозможность этого достижения погружает нас в страдания. Ещё одно страдания успешных – это страхи потерять полученное. Что не так? В чём ошибка? Ответ одновременно и прост и неимоверно сложен – невежество и как следствие цели, приводящие к страданиям. Я немного хочу остановиться на понятии невежества, так как бытует большое количество трактовок и зачастую они также невежественны. Невежество – это ограниченность сознания человека в понимании сути происходящего. А также, не желание докапываться до истины ограничиваясь стадией удобных знаний. Первое означает отсутствие необходимых для успеха знаний, а второе нежелание эти знания искать и постигать. Проясню ещё свою формулировку «удобных знаний». Я подразумеваю под ней остановку человека в поиске решения на той стадии, когда выгоду от них он усмотрел, а последствия особо рассматривать не хочет. Но в жизни всё подвержено закону равновесия и поэтому украденное обернётся потерей, а пожертвованное вернётся сторицей. Человек обязательно увидит подтверждение этого закона, но только в том случае, когда захочет его рассмотреть. В противном случае удары судьбы или благодать, падающую с небес он будет рассматривать как случайность. Вот это невежество и позволяет человеку ставить цели следуя своим, соответствующим уровню сознания, желаниям, которые неизбежно приводят к страданиям. Возможно Вы скажите, что, мол будучи младенцем Вы не имеете желаний, а скорее инстинкты, но тоже страдаете. Это верно, если рассматривать жизнь как единственный и конечный отрезок пути. В реальности же жизнь это прямая, которая делится на отрезки и количество их зависит от мудрости и достижений, накопленных за одну жизнь. Меньше успели, короче отрезок, и больше их количество. Сейчас не время обсуждать эту тему, для желающих она будет освещена впереди. Скажу лишь, что, если основываться на том, что человек живёт одну жизнь смысл и логика её сводится к нулю. Неравенство, несправедливость, и бессмысленность царит в таком подходе, а так как само мироздание по сути своей совершенно, значит и сам подход весьма невежественен. Поэтому примем на данный момент аксиому что рождение и смерть человека является лишь чередованием. При таком подходе страдания младенца результат его же деяний только раньше.
У страдания есть конец, и от него можно избавиться. Страдание должно быть полностью уничтожено – это основная цель буддизма. Это полное освобождение от перерождений (сансары) и погружение в нирвану.
Так шаг за шагом мы подходим к стремлению, осознанию необходимости и вере в возможность освобождения от страдания. Осознание приходит в момент, когда замечается человеком закономерность в происходящем с ним. Осознание необходимости – это естественное желание человека избавиться от боли. Поделюсь одной историей, найденной сегодня в ФБ https://www.facebook.com/profile.php?id=100006325656183&pnref=story «Друзья добрый день! Я сегодня дежурю… Знаете, как хрупок человек? Нам кажется, что наше тело крепкое и здоровое, но бывает всякое. Ко мне утром обратилась наша медсестра. У ее 20-летнего сына закололо в правой половине грудной клетки. Он заезжал за мамой с дежурства, и она попросила меня его посмотреть. Оказалось, что у молодого крепкого парня — спонтанный пневмоторакс. Между грудной стенкой и легким стал накапливаться воздух, Легкое поджалось, средостенье стало смещаться. Мальчик — сильный, спортсмен, штангист, поэтому он держался на ногах. Но, еще пара часов и парень бы мог погибнуть. Это я к чему — если у вас что-то заболело — идите сразу к врачу. Боль — сторожевой пес здоровья. Мальчика госпитализировали, задренировали плевральную полость и выпустили воздух. Легкое расправилось. Ему повезло. А могло не повезти, если бы он терпел дальше. Никогда не терпите боль. Не принимайте анальгетики без консультации с врачом. Никогда ничего не болит просто так. Желаю всем здоровья.» Принцип остаётся принципом. Боль или страдания – это лишь сигнал, позволяющий понять, что с нами происходит что-то неверное. Всё в наших руках. Но опять же по невежеству своему мы кидаемся не решать проблему, а принять обезболивающее, другими словами погружаемся в новые желания, где опять гоняемся за призраком счастья. Кто-то не верит в сказанное выше, а кто-то верит. Мы не до оцениваем качество веры. Хорошо иллюстрируется вера человека в рассказе Андрея Платонова «Полотняная рубаха». Подобные истории, в которых вера человека спасала ему жизнь, встречаются часто, только мы пропускаем их без внимания, или относим к разряду случайностей и совпадений. Такие истории мне часто дед сказывал, увиденные им в период войны. Вот одна из них. Во время боя за небольшой городок где-то в Европе линия фронта пролегла прямо по центру города. Войска немцев и русских расположились практически по кругу маленькой площади заняв чередующиеся дома. Через площадь был растянут телефонный кабель, который во время перестрелки был повреждён и связь наших войск нарушена. Поступила команда устранить неполадки. Взвод связистов находящийся здесь же в растерянности. Белый день, в каждом окне свои или противник как на ладони рассматривают открытую местность. Каждый кто высунется из укрытия будет без труда уничтожен одной или другой стороной. Но приказ есть приказ. Командир называет фамилию, и боец делает безнадёжную попытку добежать к месту разрыва. Несколько шагов, автоматная очередь и он замертво падает. Командир с болью в глазах называет следующего связиста. Все понимают, что его удел такой же. И в этот момент вызывается молоденький солдатик. Все шокированы, но взводный даёт добро. Солдатик откладывает автомат, засовывает руку под гимнастёрку в районе шеи и медленно выходит на улицу. Сразу же начинается вражеская стрельба. Паренёк не бежит и не падает, а ровно, хоть и не быстро идёт к намеченному месту. Пули, летящие в него, совершают дугу облетая его и летят дальше. Все с замиранием сердца наблюдают происходящее. Боец дошел до разрыва кабеля, кое-как свободной рукой соединил его концы и наладив связь, пошатываясь побрёл обратно. Стрельба лишь ужесточилась. Ещё немного и он в безопасном укрытии. Как только он вошёл, ноги его подкосились, и он потерял сознание. Его привели в чувства, осмотрели и не обнаружили ни одного ранения – это было чудо, произошедшее на глазах у множества людей. Когда его спросили, как так у него получилось он рассказал. Мать, которую он безумно любил и безраздельно верил всему, что она ему говорила, перед отправкой на фронт надела на него свой крестик. Она сказала, чтобы сын в самые страшные моменты жизни держался за этот крестик и вспоминал её, и она отведёт от него любую беду. Вот и сжимал он одной рукой этот крестик и обещанное сбылось. Мой дед был свидетелем этого и рассказал эту историю мне. Такие истории зримы и показательны, особенно для скептиков. Но если каждый у себя в памяти поищет, то окажется что и сам был свидетелем не одного подобного случая. Вера рождается или кратно усиливается всегда в самые сложные моменты жизни. Вот стихотворение, найденное в кармане шинели советского солдата Андрея Зацепы, убитого в 1942 году.
Послушай, Бог, еще ни разу в жизни
С тобой не говорил я, но сегодня
Мне хочется приветствовать Тебя…
Ты знаешь, с детских лет мне говорили,
Что нет Тебя. И я, дурак, поверил.
Твоих я никогда не созерцал творений.
И вот сегодня я смотрел
Из кратера, что выбила граната
На небо звездное, что было надо мной.
Я понял вдруг, любуясь мирозданьем,
Каким жестоким может быть обман…
Не странно ль, что средь ужасающего ада
Мне вдруг открылся свет, и я узнал Тебя.
На полночь мы назначены в атаку,
Но мне не страшно. Ты на нас глядишь…
Но, кажется, я плачу, Боже мой, Ты видишь,
Со мной случилось то, что нынче я прозрел.
Прощай, мой Бог. Иду и вряд ли я уже вернусь.
Как странно, но теперь я смерти не боюсь!

Вера имеет сверх силу, которую мы сейчас не сможем осознать глубоко, так как её нужно сначала обрести, затем почувствовать и лишь потом осознать. Со временем мы обязательно вернёмся к этому вопросу разбирая его подробно. В завершении к вопросу о силе вере скажу, каждый врач знает, что, если больной верит и врачу, и его методу лечения, успех возрастает кратно и в результате, и в скорости. Напротив, особо мнительные люди могли выпить стакан чистой воды, но, если их убеждали, что это яд, они вскорости умирали от отравления. Но вернёмся к сути данного этапа. А лежит она в необходимости пройти тот период воплощений, каждое из которых погружает нас во всё новые и новые страдания разного рода. Где же конец этого процесса, и когда он наступит. Ответ так же прост, как и всё в мире, сложно лишь осознание его и выполнение. Прекращение страдания закончится с момента, когда человек прекратит совершать поступки, вызывающие расплату за них в последствии, а также сполна рассчитается за прошлое. Или попросту это можно назвать законом кармы. Нирвана – это то состояние, где человек ощущает лишь высшие качества такие как счастье, любовь, гармония, огонь творчества. В Христианстве это отождествлено с раем, разница лишь в том, что рай — это место, и оно конечное, а нирвана – состояние, и оно позволяет идти дальше.
Слова эти не новые и применяется даже в компьютерных играх (карма), или названиях клубов или прочих мест, где предполагается наслаждение (Нирвана). Но глубина его понимания и суть проявления, увы, пока далеки от большинства человеческих сознаний. Так же как закон перевоплощения и другие законы по которым живёт и эволюционирует вселенная мы оставим для следующих наших встреч, если интерес у Вас к этим темам не угаснет.
Путь освобождения от страдания и сансары. Следование Благородному Восьмеричному Пути. Это должно определять образ жизни
Вот мы и дошли, я очень надеюсь на это, к желанию и необходимости избавить себя, а возможно и помочь другим, избавиться от круговорота перевоплощений каждое из которых приносит нам очередную порцию страдания. Следом встаёт вопрос что и как нужно сделать, чтобы выбрать путь, придерживаясь которого мы со временем выберемся к жизни без страданий. Перед тем, как начать эту часть повествования, хочу рассказать небольшой пример из личной жизни и сделать из него вывод. В процессе физического труда я заимел небольшой прыщик на животе, простите за интимную подробность. Отнесясь к подобной ситуации, как к незначительной, я заметил, что он не растёт и не уменьшается, что свойственно таким вещам. Моя работа предполагала таскание тяжестей, которые часто опирал на больное место. Начал чувствовать боль и разрастающийся эпицентр опухоли. Всё это длилось месяц с небольшим, пока жена не заметила и немедленно отвела меня в больницу. Хирург, молча посмотрел на плоды моего неделания и сказал медсестре готовить операционную, чем меня собственно особо боящегося всего кровно – резательного напряг необычайно. За 20 минут он разрезал это дело и удалил всё, что мог удалить. Поставил дренажную повязку, которая должна была вытянуть остаток не удалённого и сказал вернуться через два дня на повтор такой экзекуции. Я даже не предполагал, что этот процесс займёт не 5 дней и не 10, а когда в конце третьей недели я спросил, когда же это закончиться, он ответил вопросом на вопрос: «А сколько Вы мне это растили, столько будем и лечить». Он оказался прав, окончательно я избавился от проблемы по истечению срока её запущенности. Извините за долгий рассказ, но по аналогии с ним, я хотел бы предвосхитить возможный вопрос: «Сколько нужно времени избавиться от страданий?». Ответ напрашивается сам, это зависит от того сколько причин для этих страданий Вы создали, и сколько из них уже отработали. Я скорее ответил на вопрос об объёме, а не о сроке. Но Вы так же знаете, что одни предпочитают лечить зубы по одной пломбе за заход, и ходить к врачу по количеству пломб. Другие, набравшись мужества, делают за раз столько, сколько позволяет организм. Вторые страдают больше, но период страданий уменьшается. Аналогия во всём, а выбор останется за Вами. А теперь собственно ответ – какой путь нужно выбрать, и как по нему идти описан у Будды в Его восьми пунктах Срединного пути. Путь, который Он прошёл сам, достиг результата и оставил нам информацию как его повторить.


Комментарии к “Срединный путь. Лекция часть 1

  1. Мари Ответить

    Очень информативно! Очень тронул стих солдата… И вообще, столько историй и аналогии конечно заставляют задуматься. Спасибо)

    1. ГИ Ответить

      Спасибо, Машуня, для меня важно твоё мнение)

  2. Виктория Ответить

    Интересно, очень Интересно ) Переходим ко второй части)

Оставить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *